15.03.2024
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬСостояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно- образовательного процесса.
В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно – образовательного процесса.
· разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций
· разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций; Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.
ТЕРРОРИЗМ-реальность
нашей жизни
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРОРИЗМА
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками, подтверждает актуальность выбранной темы.
ЧТО ТАКОЕ ТЕРРОРИЗМ
Терроризм- специфическое явление общественно-политической жизни; один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. Он имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять его истоки и практику.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан. Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.
Определение терроризма представляется непростой задачей, но законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Терроризм- это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устрашения населения или социальных групп в целях прямого или косвенного воздействия на принятие кого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием- террор. Террор-
это способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому
способу политического воздействия могут прибегать как государства, так и
организации (силы) ставящие перед собой политические цели. Сегодня терроризм-
это практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими
государству силами и организациями.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.
Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.
Поэтому террористический акт:
1. Демонстрирует обществу бессилие власти. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть.
2. Создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма называют это «пропагандой действием». Теракт содержит в себе призыв к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти.
3. Как правило, активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику терроризма.
4. Ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов и т.д.
5. Подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления. Часто такая эволюция соответствует целям террористов.
Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».
Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может.
Теракт требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Из этого следует первое условие возникновения терроризма – формирование информационного общества. В своих современных формах терроризм возникает в ХIХ в. в Европе. То есть там, где возникает общество, регулярно читающее газеты. И далее, чем мощнее становятся средства массовой информации, чем более пронизывают собой общество, чем выше их роль в формировании общественных настроений – тем шире волна терроризма.
Второе условие возникновения терроризма связано с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования. Суть дела в том, что по мере разворачивания научного и технического прогресса, техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.
Технологическая среда становится все более плотной и более уязвимой. Возможности государства блокировать деятельность террористов в каждой точке социального пространства в любой произвольный момент оказываются ниже возможностей злоумышленников нанести удар. В современном мире техногенные катастрофы происходят и безо всякого вмешательства террористов.
Третье существенное условие возникновения терроризма связано с размыванием традиционного общества и формированием общества модернизированного, ориентированного на либеральные ценности. Терроризм возникает тогда, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные ценности и идеи общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.
Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье и спокойствие граждан; следовательно, власть ответственна за это. Здесь – суть механизма политического шантажа, который используют террористы. Если же общество никак не реагирует на акции террористов, или объединяется вокруг власти предержащей, то терроризм утрачивает всякий эффект.
Четвертое условие терроризма – реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение – политическое, культурное, социальное, религиозное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Самые частые основания терроризма – сепаратизм и национально освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм – явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма.
Терроризм возможен при условии сочувствия делу террористов хотя бы части общества. В отличие от диверсантов – специально подготовленных профессионалов, которые могут работать во враждебном окружении – террористы, так же как и партизаны, нуждаются в поддержке среди населения. Утрата этой поддержки ведет к угасанию террористической деятельности.
Терроризм является индикатором кризисных процессов. Это – аварийный канал
обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и
обществом в целом. Он свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне
социального пространства. В этом отношении, терроризм не имеет чисто силового,
полицейского решения. Локализация и подавление террористов – лишь часть борьбы
с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные
преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и
обращения к терроризму.
ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРОРИЗМА
Учитывая бесконечное многообразие, смыкание и переплетение различных форм терроризма, его классификация является непростой задачей.
По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:
1. Неорганизованный или индивидуальный.
В этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. Индивидуальный терроризм наиболее редкое явление в современном мире. Примером может служить выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова (январь 1878);
2. Организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется специальной организацией. Организованный терроризм – самый распространенный в современном мире.
По своим целям терроризм делится на:
1. Националистический – преследует сепаратистские или национально освободительные цели;
2. Религиозный – связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную.
3. Идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат – анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕРРОРИЗМА
Анализируя методы террористической деятельности, исследователи выделяют:
1. Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.
2. Индивидуальный террор или политические убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов и т.д.
3. Политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения – политический шантаж (требования выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)
4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом заложников. Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей, но история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня это одна из наиболее распространенных форм терроризма.
5. Захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Эта форма террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-х.
6. Ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи – вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.
7. Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой «пропаганды действием».
8. Биологический терроризм. Например, рассылка писем со спорами сибирской язвы.
9. Использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.
Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас можно говорить о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологической катастрофой, могут стать объектом атаки террористов.
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ
С новой силой теракты начинаются во второй половине 1990-х. Ослабление государственных институтов, экономический кризис, формирования черного рынка оружия и взрывчатых веществ, взрывной рост криминального насилия (т.н. «разборок», заказных убийств), неконтролируемые потоки миграции, война в Чечне и другие факторы создали предпосылки для возникновения терроризма.
Отдельные теракты совершают небольшие группировки радикально-коммунистической направленности. Примеры – взрыв памятника Николаю II под Москвой (1998), ночной взрыв у приемной ФСБ в Москве (1999), минирование памятника Петру I в Москве. Все эти акции прошли без человеческих жертв.
Неизмеримо серьезнее серия террористических актов, связанных с войной в Чечне. Это – взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, захват общественных зданий и взятие заложников. Теракты происходят в Дагестане, Волгодонске, Москве. Чеченский терроризм отличает организованный характер, хорошее финансовое и организационно-техническое обеспечение.
Среди самых громких акций – захват отрядом террористов под руководством Шамиля Басева роддома в городе Буденовске летом 1995г. Теракт закончился переговорами и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Аналогичный захват театрального центра на ул. Дубровка в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002г. завершился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников.
Сегодня миру уже грозят ядерным терроризмом, терроризмом с применением отравляющих веществ. Характер эпидемии приобрели похищения людей в целях шантажа или получения выкупа. Сегодня многие люди испытывают на себе все “прелести” информационного терроризма, и так далее.
Отношение к терроризму зависит от меры консолидации общества вокруг политических целей террористов, от укорененности в этом обществе либеральных и гуманистических ценностей (цены человеческой жизни), от уровня правосознания.
Если за терроризмом стоит реальная проблема – социальная, культурная, политическая, то некоторый сегмент общества, чувствительный к этой проблеме, будет сочувствовать если не методам террористов, то целям или идеям, которые они защищают. Внутри этого сегмента терроризм находит поддержку, вербует кадры. Без поддержки хотя бы частью общества террористические движения угасают. Соответственно, разрешение острых проблем снимает раскол в обществе и лишает террористические движения необходимой социальной базы.
Общество, столкнувшееся с терроризмом, как правило, переживает эволюцию своего отношения к этому явлению. Возникновение терроризма раскалывает население. Одни отвергают терроризм целиком и полностью, другие допускают в определенных ситуациях, третьи принимают и оправдывают. По мере разворачивания терроризма, общество сталкивается с последствиями актов террора, видит страдания жертв. Эта информация усиливает негативное отношение к терроризму. Группа оправдывающих и допускающих терроризм последовательно сужается. К моменту изживания явления, моральное неприятие терроризма становится абсолютно доминирующим, образ террориста – негативным, круг поддержки – крайне узким.
На отношение людей к терроризму в любой стране мира влияет общеисторическая эволюция оценки этого явления. Отношение к терроризму претерпевало изменение и в рамках всемирно-исторического процесса. Терроризм родился в Европе. На первых этапах своей истории образ террориста для значительной части общества срастался с образом борца за свободу, национальную независимость, социальную справедливость. В начале ХХ в. государственная поддержка движений, использующих тактику терроризма в странах потенциального или актуального противника рассматривалась многими правительствами как нормальная практика. Затем государства, приверженные либеральным ценностям, отказываются от этой практики. В межвоеный период и, особенно, после Второй мировой войны, спонсирование терроризма становится исключительным достоянием агрессивных режимов, озабоченных задачами идеологической и политической экспансии.
В 1960–1970-х формируется система международного терроризма. С этого времени разворачивается процесс осознания терроризма как безусловной опасности, угрожающей основаниям международной стабильности. Соответственно, изменяются общественные настроения. Сегодня в информационной и культурной панораме обществ, принадлежащих евроатлантической цивилизации, оправдание терроризма, героизация образа террориста становится признаком крайнего маргинализма.
Ныне центры терроризма сместились на неевропейские пространства. Обществам Востока еще предстоит пройти эволюцию своего отношения к терроризму и осознать его как абсолютно преступную и аморальную практику.
Как известно - «Зло провоцирует зло». Субъект, уверенный в своей правоте,
нуждающийся в самоутверждении и преследующий личные экономические и
политические цели, попадает под влияние той или иной радикальной группировки
«эволюционирует» по цепочке «радикализм – экстремизм – фанатизм–
терроризм».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо отметить, что терроризм давно вышел за национальные рамки и приобрел международных характер. Он стал эффективным и эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой. Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья. Межгосударственные масштабы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о террористических актах и их подготовка могут осуществляться в одних странах, а с сами они- совершаться в других. Как и в случае угона самолетов события могут разворачиваться в разных странах, прежде чем они достигнут своего насильственного или мирного завершения. Подобным образом оружие и взрывчатка могут пересечь многие национальные границы, прежде чем они прибудут к месту назначения. Распространение международного терроризма связано с ростом и совершенствованием коммуникаций самых разных видов, гораздо более тесным, практически неразрывным общением большинства стран и народов. Они, даже удаленные друг от друга на значительные расстояния, очутились как бы в одном доме, но известно, что соседи далеко не всегда живут в мире, они могут игнорировать, завидовать, ненавидеть. Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей. Это одна из причин, заставляющая государство сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Ни одна страна, ни один государственный или общественный деятель не застрахованы от того, чтобы не стать мишенью для террористов. Прошло около 50 лет, народы перенесли ужасы Второй мировой войны, прежде чем были заключены первые международные соглашения по борьбе с терроризмом. К международным средствам, используемым в борьбе с международным терроризмом, относятся некоторые международные органы и организации: ООН, Интерпол, международные организации экспертов. В известных пределах действует институт выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма, широко дискутируется в органах ООН и других международных организаций, среди ученых и политиков, вопрос о международном уголовном суде как средстве борьбы с международным терроризмом. В настоящее время в России наблюдается в основном два вида терроризма: криминальный и национальный. Специалисты по терроризму справедливо считают, что в России экономические движения в какой-то момент могут перейти на политическую, а потом и террористическую основу.
Антитеррористическая безопасность
В последнее время озабоченность по поводу безопасности образовательных учреждений серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. В учреждении и прилегающих к ней территориях есть множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение детей. Необходимо учиться правилам поведения при угрозе проведения террористического акта, быть психологически готовыми к действиям в опасных и экстремальных случаях.
Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.
ЕЖЕГОДНЫЙ ПЛАН
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
I. Работа с персоналом
1. Установление дежурства при входе в детский сад, ежедневный обход территории учреждения в дневное и ночное время на наличие посторонних предметов, припаркованного транспорта.
2. Практические занятия с целью обучения сотрудников правилам поведения при обнаружении подозрительного предмета, при поступлении угрозы по телефону, при захвате заложников.
3. Проведение инструктажей «Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета, при захвате заложников, при поступление угрозы по телефону», «Охрана жизни и здоровья детей в детском саду», «Памятка по мерам антитеррористической безопасности»
II. Работа с детьми
1. Беседы и занятия с детьми на темы: «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми», «Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми», «Один дома», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? », «Беседы с детьми на развитие навыков общения», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».
2. Выставка рисунков по теме: «Мир без войны» «Кто такие террористы»
3. Проведение практических занятий по эвакуации.
4. Обсуждение возможных чрезвычайных ситуаций.
III. Работа с родителями
- Консультации «Если обнаружили подозрительный предмет», «Общие и частные рекомендации»
- Беседы с родителями о необходимости усиления контроля за детьми и бдительности в местах массового скопления людей.
- Обсуждение вопросов антитеррористической безопасности на родительских собраниях
- Оформление буклетов , листовок
- Оформление стенда «Осторожно терроризм»
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Сегодня терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности нашей стране. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, правильно ориентироваться и действовать в чрезвычайных ситуациях гражданам необходимо знать правила, порядок поведения и действия населения при угрозе и в период проведения терактов. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.
Рекомендации при обнаружении подозрительного предмета.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- незамедлительно сообщите в территориальный орган милиции;
- примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
- примите меры по исключению использования средств радиосвязи, высокочастотных излучающих приборов, динамиков и других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателей обнаруженных, а также пока не обнаруженных взрывных устройств;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте в это время», не оставляйте этот факт без внимания, но помните:
Если террорист-смертник ощутит на себе внимание людей, он способен незамедлительно привести взрывное устройство в действие. В связи с этим старайтесь соблюдать спокойствие. Если есть возможность, сообщите о подозрительном вам человеке в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности, не привлекая к себе внимания террориста.
Предметы – бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, ящики, мешки, коробки и т.д., автотранспорт – угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.
Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, приклеенной проволоки и т.д.;
- необычное размещение обнаруженного предмета;
- шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);
- установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной т.д.
ПАМЯТКА
ПЕРСОНАЛУ ОЪЕКТА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРЕСТИЧЕСКИХ АКТОВ
Будьте наблюдательны! Только вы можете своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних на вашем рабочем месте
Будьте внимательны! Только вы можете распознать неадекватные действия посетителя в вашем рабочем помещении или вблизи него
Будьте бдительны! Каждый раз, придя на своё рабочее место, проверяйте отсутствие посторонних предметов.
Потренируйтесь: кому и как вы можете быстро и незаметно передать тревожную информацию.
Соблюдайте производственную дисциплину! Обеспечьте надёжные запоры постоянно закрытых дверей помещений, шкафов, столов.
Не будьте равнодушны к поведению посетителей! Среди них может оказаться злоумышленник.
Заблаговременно представьте себе возможные действия преступника вблизи вашего рабочего места и свои ответные действия.
Помните, что злоумышленники могут действовать сообща, а также иметь одну или несколько групп для ведения отвлекающих действий.
Получив сведения о готовящемся теракте, сообщите об этом в органы управления по делам ГОЧС и правоохранительные органы по тел. «01», «02» и руководителю объекта. Оставайтесь на рабочем месте. Будьте хладнокровны. Действуйте по команде.
РОДИТЕЛИ!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните им, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Общие правила безопасности
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
· Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи
· На подозрительные телефонные разговоры рядом стоящих лиц
· На сдаваемые или снимаемые по соседству квартиры, подвалы, подсобные помещения, склады, вокруг которых наблюдается странная активность
· Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в неожиданном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит)
· Не поднимайте забытые посторонними людьми вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки и т.п.
· Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте особенно осторожны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов
· Специалисты сообщают, что смертник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву
· В семье надо разработать план действий при чрезвычайных обстоятельствах. У всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты друг друга для срочной связи. Также необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации, обязательно возьмите с собой ваш набор предметов первой необходимости и документы
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ЗВОНИТЕ ПО СОТОВОМУ ТЕЛЕФОНУ:
МЧС, ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ - 101
ПОЛИЦИЯ - 102
СКОРАЯ ПОМОЩЬ - 103
ГАЗОВАЯ СЛУЖБА - 104
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ - 112
Проект для дошкольников «Мы - против терроризма!»
Актуальность
В настоящее время терроризм является
реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Одним из
ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в общественной
среде выступает их профилактика. Важно помнить, что с терроризмом следует не
только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Мы
должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может
вдруг оказаться причастным к трагедии. Особую тревогу мы испытываем за
маленьких граждан – дошколят. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что
происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке). Или
то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в
октябре 2002 г.), а захват детей в бесланской школе - что может быть страшнее?
Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как
правильно говорить с ними об этом? Круг проблем, связанных с безопасностью
ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно
обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей
между детским садом и семьей. Решению этой непростой проблемы посвящен проект
«Мы – против терроризма!»
Продолжительность
проекта:
среднесрочный
Тип
проекта:
групповой
Участники проекта: дети, родители и
педагоги старшей (или подготовительной) группы
Цель
проекта:
·
дать знания детям об основных понятиях и особенностях поведения
в ситуациях террористической
угрозы, обучать детей навыкам безопасного поведения
·
обеспечить
преемственность в вопросах обучения навыков
безопасного поведения детей в ситуациях террористической угрозы между
детским учреждением и семьей
Задачи
проекта:
·
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
·
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
·
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
·
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Реализация
проекта:
Подготовительный этап
Обдумывание идеи, сбор информации,
материала для реализации идеи
Организационный
этап
Составление плана проекта, определение сроков
проведения и ответственных за отдельные этапы проекта.
Проведение круглых столов, консультаций
по теме проекта с родителями и педагогами.
Разработка положений конкурсов, конспектов
НОД, сценария итогового мероприятия.
Формирующий
этап
Работа с детьми:
·
проблемные
вопросы к детям: «Что вы знаете о терроризме?», «Злые это люди или нет?», «Чего
они хотят добиться своими действиями?», «Что значит жить мирно?»
·
литературный
вечер: чтение стихотворений о терроризме, о мире на земле
·
слушание
познавательного рассказа «Кто нас защищает», беседа
·
обыгрывание
поведения в опасных ситуациях, обсуждение
·
просмотр
презентаций по теме
·
рассматривание
сюжетных картин и беседа по ним
·
физкультурный
досуг «Юные спасатели»
Работа с родителями:
·
проведение
круглого стола: «Что мы знаем о терроризме?», «Как говорить с ребенком о
терроризме?»
·
консультации
для родителей « Что такое терроризм», « Научим детей не бояться»
·
буклет для родителей « Вместе против террора»
·
разработка семейного плана действий в
чрезвычайных обстоятельствах
·
оформление
стендов, папок- передвижек
Рефлексивный
этап
1.
Оформление
стенгазеты «Вместе - против терроризма!»
2.
Проведение
досуга «Красная шапочка»
3.
Проведение
конкурса на лучший рисунок совместно с детьми «Нет- терроризму!»
4.
Акция
«Памяти детям – жертвам терроризма»,
запуск белых шаров в небо
5.
Распространение
буклета «Помоги в борьбе против терроризма» среди прохожих»
Результат
проекта:
Дети:
•
развитие
осознанного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
•
проявление
дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил
поведения;
•
умение
предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
•
умение
организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и
окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
•
представления
о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными
действиями.
•
Повышается
детская компетентность в: - проявлении коммуникативной компетентности – дети
выражают свои мысли, планы, желания, результаты, задают вопросы; - проявлении
информационной компетентности – дети умеют использовать и называть доступные им
источники знаний и опыта; - проявлении социальной компетентности – умение жить
рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, от
которых зависит здоровье и безопасность детей
Педагоги
и родители:
·
Сформировали
ориентацию на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей безопасного
и здорового образа жизни.
·
Сформировали
осознанную причастность к воспитанию личности безопасного типа
·
В каждой семье был разработан
план действий в чрезвычайных обстоятельствах
·
Повысили
компетентность в вопросе антитеррористической безопасности
НОД «Учись принимать решения в опасных
ситуациях»
Цель: научить ребенка правильно вести
себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы
окружающим было понятно, что над ними совершается насилие, что это не детские
капризы.
Материал: - настольный
театр по р.н.сказке «Кот, петух и лиса» - иллюстрации «Полицейский. Полицейская
машина» - иллюстрации опасных ситуаций связанных с поведением незнакомых
ребёнку взрослых людей
Ход занятия:
I.
Инсценировка сказки Воспитатель предлагает детям инсценировать р.н. сказку
«Кот, петух и лиса». Затем обсуждается поведение героев сказки: - Кто из героев
сказки нарушил правило безопасности? (петушок) - Назовите это правило? (нельзя
доверять незнакомцам) - Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в
лапах лисы? (громким криком)
II. Опасные ситуации, связанные с
насильственными действиями незнакомых взрослых Воспитатель: В
жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Такие, как
лиса из сказки «Кот, петух и лиса». Таких людей называют преступниками. Они
могут ограбить квартиру, похитить человека. От таких людей нас защищает полиция
(выставляется иллюстрация «Полицейский. Полицейская машина»). Люди этой
профессии всегда придут на помощь в опасной ситуации. На улице нас могут
подстерегать опасные ситуации:
- Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит
за собой (выставляется иллюстрация данной ситуации) Что нужно делать? (мнение
детей) кричать. Но как кричать?(мнение детей). Окружающие могут подумать, что
кричит просто капризный ребенок. Кричать нужно так: «На помощь! Помогите! Я
этого человека не знаю!». Если тебя пытаются взять на руки. Нужно принять такую
позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки
кверху. Стараться увернуться, убежать.
-
Ты гуляешь на улице - к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (или женщина)
предлагает сладости и покататься на машине (выставляется иллюстрация данной
ситуации). Какие будут твои действия? (Не принимай от чужих угощения. Не
подходи к незнакомым машинам). Если тебя хотят затащить в машину, кричи:
«Помогите меня увозят чужие люди!» Чтобы такого с вами не случилось нужно знать
и всегда выполнять вот такие правила безопасности:
-
не ходи в безлюдном месте.
-
не играй вблизи машин, в которых сидят люди.
-
не гуляй до темноты.
-
ходи в магазин или к другу всегда одной дорогой.
-
не вступай в разговор с чужими людьми.
-
не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.
III. Тренинг. В нем
отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий.
Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и
привлекая внимание окружающих. Вначале педагог просит позвать на помощь, как
это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки,
за высокие горы... Кот и дрозд спасите меня!» Разыгрывается сценка, где один из
детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно
тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь. В следующем сюжете
тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице
хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают
"чужого человека" и "ребенка", которого похищают и насильно
желают посадить в машину. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал
каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается
и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых. Предложите
детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге
ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.
IV. Итог занятия
Воспитатель: Дети, опасных ситуаций можно
избежать, если всегда выполнять правила безопасности. Давайте назовём их! (дети
называют правила безопасности).
Каждый
грамотный ребенок
Должен
твердо знать с пеленок:
Если
вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают
дать конфет.
Отвечайте
твердо: "Нет!"
Вам
предложат обезьянку
Или
даже денег банку,
Или
даже в цирк билет
Отвечайте
твердо: "Нет!
Познавательный
досуг
«Красная шапочка» для старшего и
подготовительного возраста
Цель: Формирование у детей основ противодействия
терроризму и экстремизму.
Задачи: научить детей противостоять опасности и защитить себя
в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и
возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, привить
навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать дружеские
отношения к сверстникам и близким людям.
Материал: компас, карта леса, телефон, макет вертолета,
красочная коробочка.
Действующие
лица: Красная Шапочка, Незнакомец,
сотрудник безопасности, Серый Волк, Бабушка.
Предварительная
работа: беседа о том, как вести себя
с незнакомыми людьми, чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре», викторина «Знаете
ли вы правила безопасности? », просмотр фильма «Подозрительные предметы вокруг
нас».
Содержание:
Воспитатель: - Дети, мы знаем, что большинство людей
живут в дружбе и согласии. Но сегодня поговорим о тех людях, которые не хотят
жить в мире и дружбе, им нравится, когда все страдают, умирают, поэтому они
начинают придумывать разные способы уничтожения людей. Их называют
бандитами-террористами.
(В группу заходит воспитатель в костюме Красной
Шапочки.)
Красная Шапочка: - Здравствуйте, дети. Меня попросила
мама сходить в гости к бабушке, у нее сегодня день рождения. Я вас приглашаю
пойти к ней вместе со мной.
Воспитатель: - Дети, пойдем с Красной Шапочкой к
бабушке в гости? (дети соглашаются.)
Прежде, чем пойти в гости к бабушке, нужно взять с
собой необходимые предметы для безопасности, так как дорога дальняя и путь
проходит через лес. Что же нужно взять с собой в дорогу? (Примерные ответы
детей: карту, компас, телефон).
Воспитатель: - Зачем все это нам необходимо брать?
(Примерные ответы детей: чтобы не заблудиться в лесу). И подарок с собой для
бабушки возьмем.
Красная Шапочка: - Тогда, в путь-дорогу (аудиозапись
«Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского, дети подпевают,
заходят в зал, оформленный декорациями леса).
Красная Шапочка: - Дети, посмотрите, какая красивая
коробочка лежит под елочкой. Давайте возьмем ее с собой.
Воспитатель: - А можно эту коробочку брать? (Примерные
ответы детей: незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и
что в ней находится).
-Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может
таить в себе опасность. Ее могут подбросить террористы, а в коробочку положить
взрывное устройство. Поэтом, если вы увидели какой-то подозрительный предмет:
пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не
только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя.
Красная шапочка: - Ребята, а что же нужно делать?
(Примерные ответы детей: сообщить взрослым.)
Воспитатель: - Да, если вы нашли такой предмет, нужно
сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу
безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет.
Ребенок: Подозрительный предмет
Если ты найдешь.
Ты к нему не подходи-
Потихоньку обойди.
Чтобы не было беды,
Сразу взрослым сообщи.
Воспитатель: - Дети, по какому номеру телефона мы
звоним, когда что-то нужно сообщить или попросить о помощи (ответы детей: 01-
служба спасения и 010 по сотовому телефону). Вот нам и пригодился сотовый
телефон (Воспитатель достает телефон и набирает номер).
-Алло, служба безопасности? Это говорит воспитатель
старшей группы Любовь Владимировна. Гуляя с детьми по лесу, мы нашли
подозрительный предмет, который находится под самой высокой елью (обращается к
детям).
Воспитатель: - Все, я позвонила. Сейчас специалисты
приедут и разберутся, опасный этот предмет или нет. Вот они уже едут
(воспитатель с детьми и Красной Шапочкой идут дальше).
Красная Шапочка: - В лесу можно встретить незнакомых
людей. А вы знаете как нужно вести себя с незнакомыми людьми?
Ребенок: С человеком незнакомым
Ты в беседу не вступай!
Торопись скорее к дому:
Раз, два, три – и убегай!
От конфет, игрушек, жвачки
Ты сейчас же откажись.
Не нужны тебе подачки
Дальше от чужих держись!
Может человек хороший,
Ну, а может и плохой.
Будь с ним вежлив, осторожен,
Помни – человек чужой!
Воспитатель: - Дети, а как выглядят незнакомые люди?
(примерные ответы детей: они похожи на обычных людей).
-Незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они
внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными.
Они часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. К кому
должен обращаться взрослый незнакомый человек за помощью? (примерные ответы
детей: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым).
-Чаще преступники обращают внимание на детей, которые
гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? (примерные ответы детей:
ходить на прогулку лучше с друзьями или взрослыми).
-А если вам предлагают прокатиться на машине или взять
всякие сладости, как вы к этому отнесетесь? (примерные ответы детей: нельзя
садится в машину к незнакомым и брать у них сладости).
-Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или
что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте им, не
соглашайтесь никуда с ними идти или ехать. Если же человек слишком настойчив,
громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.
Красная Шапочка: - Смотрите, кто-то идет к нам
навстречу, какой-то незнакомый человек.
(Подходит человек, одетый в черную одежду)
Незнакомец: - Здравствуйте, дети. Куда вы идете? Я
могу вас подвезти на своем автобусе, он у меня стоит недалеко отсюда.
Воспитатель: - Здравствуйте. Наши дети знают, что
разговаривать с незнакомыми людьми это опасно. Извините, мы пойдем пешком. Нам
надо спешить.
Незнакомец: - Может, вы, хотите конфет или мороженое?
У меня есть много красивых игрушек, я вам их подарю.
Воспитатель: - Дети, нужны нам игрушки? Нет, спасибо,
мы очень спешим. А игрушек у нас много в детском саду.
Незнакомец: - Да, вы, же не в ту сторону идете. Нужно
идти не прямо, а свернуть направо.
Воспитатель: - У нас есть карта и компас. Они не
подведут (Достает карту и компас, определяют стороны света).
Незнакомец: - Я хорошо знаю дорогу, могу вам показать.
Воспитатель: - Спасибо, мы уже определили в какую
сторону нам нужно идти.
(Незнакомец уходит, ворча себе под нос).
Красная Шапочка: - Молодцы, дети. Я вижу, вы очень
дружные и знаете, что с незнакомыми людьми разговаривать нельзя.
Воспитатель: - Красная Шапочка, а ты знаешь, почему у
нас дети такие дружные? Потому, что мы много читаем книг и знаем пословицы и
поговорки о дружбе. Послушай их.
Дети. Нет друга - ищи, нашел - береги.
Не бросай друга в несчастье.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Старый друг - лучше новых двух.
Красная Шапочка: - Молодцы, дети. Я что-то устала,
давайте отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а вы
будете подбирать к ним противоположные - добрые (злой - добрый, грубый-ласковый,
нападать-защищать, обижать-заступаться, война-мир, страх-смелость, враг-друг,
угроза-защита) .
Воспитатель: - Вот и отдохнули. Пора в путь – дорогу.
А чтобы было веселей идти- споем песню (аудиозапись «Если рядом с тобою друг»
сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) .
Красная Шапочка: - Вот и пришли к моей бабушке
(подходит к дому, дергает за ручку, дверь не открывается).
Воспитатель: - Что же могло случиться? Почему бабушка
не открывает дверь?
(Из-за угла дома выходит Незнакомец)
Незнакомец: - А, вот и пришли. Вашу бабушку взяли в
заложники. В доме сидит Серый Волк и держит бабушку взаперти.
Воспитатель: - Что же хочет Серый Волк?
Незнакомец: - Серый Волк голодный, хочет съесть
Красную Шапочку и бабушку.
Красная Шапочка: - Что же делать?
Воспитатель: - Дети, как нужно вести себя, если вы
оказались в заложниках у бандита? (примерные ответы детей: нужно вести себя
спокойно).
Воспитатель: - Правильно. Нужно стараться не
раздражать захватчика, не кричать, не плакать, не возмущаться, не делать резких
движений, не вступать в споры, выполнять его требования. Постараться
успокоиться и ждать освобождения. Опытные люди всегда придут на помощь. Я
сейчас позвоню в службу безопасности, они обязательно нам помогут. (Звонит по
телефону)
Красная Шапочка: - Давайте присядем на полянку и
подождем спасателей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем можно
накормить волка чтобы он стал добрым? (примерные ответы детей: мясом, мясными
продуктами).
(На поляну приземляется «вертолет», оттуда выходит
сотрудник безопасности).
Сотрудник: - Что здесь произошло? Где тут заложники?
Воспитатель: - В доме Серый Волк держит в заложниках
бабушку и требует, чтобы к нему впустили Красную Шапочку.
Сотрудник: - Не беспокойтесь, сейчас все уладим.
Внимание, внимание! Всем детям отойти от дома и спрятаться подальше от него
(Все прячутся за деревья).
Сотрудник: - Серый Волк, зачем тебе нужна Красная
Шапочка?
Серый Волк: - Я очень голоден, хочу съесть бабушку и
Красную Шапочку.
Сотрудник: - Не ешь их, мы тебе привезли много разных
мясных продуктов, только отпусти бабушку.
Серый Волк: - А вы меня не обманываете?
Сотрудник: - Нет, не обманываем. Посмотри в окно, ты
сам все увидишь (Серый Волк выглядывает в окно).
Серый Волк: - Вижу, отпускаю вашу бабушку.
(Серый Волк выходит, забирает корзину с продуктами и
убегает в лес.)
Бабушка: - (обращается к сотруднику безопасности)
Спасибо вам, что освободили меня от Волка-захватчика (К бабушке подходят дети и
Красная Шапочка).
Красная Шапочка: - Здравствуй, бабушка! Познакомься с
моими друзьями. Это они помогли мне в трудную минуту и освободили тебя от
Серого Волка.
Бабушка: - Спасибо, дети, вы настоящие друзья. За это,
я вас угощу чаем с пирогами.