ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
УТВЕРЖДЕНО: _
Заведующий
(наименование дошкольного образовательного учреждения)
Протокол №
от // .___
05
.2024 г.
Положение
о логопедическом пункте
в МБДОУ № 29 «Теремок»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 28
декабря 2024 года, Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г № 2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 25
октября 2023 года, а также Уставом МБДОУ № 29 «Теремок» (далее - ДОУ).
1.2. Настоящее локальный акт определяет цель и задачи, порядок создания и
направления деятельности логопедического пункта в ДОУ, материально-техническую базу и
финансовое обеспечение работы, регламентирует его комплектование, организацию, а также
устанавливает
обязанности,
права
и
ответственность
участников
коррекционно-образовательных отношений и перечень необходимой документации.
1.3. Данное Положение направлено на реализацию ФГОС дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 года с изменениями от 8
ноября 2022 года, Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля 2023 года, а также
Конвенции о правах ребенка.
1.4. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ при
наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материально-технических,
программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления
отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.5. Настоящий локальный акт регламентирует деятельность ДОУ по вопросам
организации работы логопедического пункта на территории дошкольного образовательного
учреждения,
устанавливает
основные
направления,
регулирующие
правовую,
образовательную и коррекционную деятельность логопункта, гарантирует возможности для
получения логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, обеспечивает
условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.6. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание
ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими
речевыми нарушениями, в возрасте 4-7 лет на одну ставку).
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации
по решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими
образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основные задачи логопункта:
•
выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
•
определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или)
компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
•
осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
•
предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного
возраста;
•
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи:
•
воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
•
реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной
группе с получением специальной помощи в развитии речи;
•
осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ,
родителей воспитанников (законных представителей);
•
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
•
интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной
помощи в развитии речи;
•
распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1. '2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего
вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
•
оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающей
деятельности;
•
организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
•
сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её
анализ.
4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в ДОУ открывается при необходимости исправления
нарушений речи у дошкольников 4-7 лет на основании данных обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до октября
текущего года, на основании утвержденного психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ПМПК) списочного состава детей с нарушениями речи.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Совете ДОУ,
возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе ДОУ, разрабатывается и
утверждается «Положение о логопедическом пункте в ДОУ».
4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание
условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает
учителей-логопедов для коррекционной работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим
образованием,
владеющее
методами
нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и
практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в
соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному
принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется по
заключению ППК, на основании приказа заведующего ДОУ и заявления родителей (законных
представителей) воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в
речевом развитии:
•
фонематические;
•
фонетико-фонематические;
•
фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми
нарушениями речи (OHP - I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического
развития). Родителям (законным представителям) таковых детей рекомендуется направление
в специализированные дошкольные учреждения, в которых есть логопедические группы для
достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае
отказа родителей (законных представителей) воспитанника от перевода ребёнка со сложной
речевой патологией в специализированные группы учитель-логопед детского сада не несёт
ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу
по коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Учитель-логопед ДОУ в течение учебного года проводит обследование речевого
развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего
возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей с 4 до 7 лет для
коррекционной работы и представляется в 3-х экземплярах в ПМПК.
5.7. На ТПМПК для зачисления ребенка в логопедический пункт необходимо
предоставить те же документы, что и зачисления в логопедическую группу.
5.8. Прием детей на логопедический пункт ДОУ производится по мере освобождения
места в течение всего учебного года.
5.9. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический
пункт, осуществляется заведующим ДОУ.
6. Организация деятельности логопедического пункта
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи,
на логопункте ДОУ являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в
часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику,
утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими
особенностями
возраста
детей
и
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость
подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения
индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте
соответствует работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми,
имеющими НПОЗ (не произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими
фонетико-фонематические нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент,
заикание - 2 года,- По решению специалистов ПМПК.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ
обеспечивается:
•
своевременным обследованием детей;
•
рациональным составлением расписаний совместной образовательной
деятельности с детьми;
•
планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы:
•
оснащением
логопункта дошкольного образовательного
учреждения
необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
•
совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями
(законными представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей,
посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии,
заявление о зачислении ребенка на логопедический пункт ДОУ.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования
специалистами ППК в течение учебного года. Списки детей-выпускников оформляются
протоколом в трёх экземплярах по единой форме
6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на непосредственную
коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационно-методическую и
консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований
и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения. Сайт положений для ДОУ http://ohrana-tryda.com
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
заведующий ДОУ.
7. Участники коррекционно-образовательной деятельности
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте ДОУ
являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника, учитель-логопед,
педагог-психолог и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:
•
проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное
выявление детей с первичной речевой патологией;
•
регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
оптимальное комплектование групп;
•
определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных
и подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
•
планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи;
•
составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих
нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное образовательное
учреждение;
•
оказание консультативной помощи детям и родителям (законным
представителям) воспитанников;
•
отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;
•
корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов
логопедической помощи воспитанникам;
•
оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин нарушений
речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача рекомендаций;
•
осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ,
педагогом-психологом, врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами
ПМПК;
•
информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и
результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения;
•
повышение
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста, имеющих речевые нарушения;
•
ведение необходимой документации по планированию, проведению
коррекционной работы;
•
участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
•
составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
•
самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с
воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
•
повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в
соответствии с действующими нормативными документами;
•
осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
•
контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда
•
учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте
ДОУ, несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной
речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения
детей с нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:
•
создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития
и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
•
проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
•
наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и
признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
развития устной речи;
•
планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по
речевому развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;
•
участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ, зачисленных
на логопедический пункт;
•
осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический
пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
•
взаимодействует
с
учителем-логопедом,
родителями
(законными
представителями) воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной программы
детей, зачисленных на логопедический пункт.
•
вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, зачисленных на логопедический пункт, обеспечивает заинтересованность в ее
результативности.
7.6. Администрация ДОУ:
•
обеспечивает
создание
условий
для
проведения
с
детьми
коррекционно-педагогической работы;
•
подбирает педагогических работников для коррекционной работы.
•
обеспечивает
логопедический
пункт
специальным
оборудованием,
учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно
рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на
логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам,
сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о
правах ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС
дошкольного образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими
работниками дошкольного образовательного учреждения по преодолению речевых
нарушений ребенка.
8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится
логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим ДОУ,
а также территориальной ТПМПК.
9. Документация логопедического пункта
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед
ведет на логопункте ДОУ следующую документацию:
•
Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
ДОУ.
•
Годовой план работы учителя-логопеда.
•
Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
•
Выписка из протокола заседания ППК по вводу и выводу детей из
логопедического пункта.
•
Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
•
Индивидуальный образовательный маршрут на каждого
воспитанника,
зачисленного в логопедический пункт.
•
Акт обследования речевой деятельности.
•
Индивидуальные тетради воспитанников.
•
Журнал первичного обследования детейдошкольного образовательного
учреждения.
•
Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на
начало каждого учебного года по результатам первичного обследования.
•
Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
•
Г рафик работы учителя-логопеда.
•
Журнал динамического наблюдения.
•
Журнал учета движения детей на логопункте.
•
Журнал учета посещаемости.
•
Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
•
Рабочая программа.
•
Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий
требованиям действующих СаНПиН.
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины,
рисунки и таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и
ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным
учреждением, на базе которого он создан.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего ДОУ.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.