Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Теремок»»
(МБДОУ №
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ № 29 «Теремок»
(протокол № 3 от 11.03.2025)
?ДОУ № 29 «Теремок»
> ь'*1эекова
Положение
о психолого-педагогическом консилиуме
в МБДОУ № 29 «Теремок»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2024
года (ст. 42), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09.2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической
комиссии» (далее - ПМПк), Распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.09.2019 года № Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной
организации»,
письмом
Минобразования России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого-медико
педагогическом консилиуме образовательного учреждения», Уставом МБДОУ № 29
«Теремок» (далее - ДОУ).
1.2. Данное Положение определяет цель, задачи и функции психолого
педагогического консилиума, а также его структуру и режим деятельности, описывает
алгоритм проведения обследования и содержание рекомендаций консилиума по
организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников, устанавливает
права и обязанности участников консилиума, устанавливает перечень документации
психолого-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
1.3.
Психолого-педагогический консилиум (далее - Консилиум) в своей
деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и
Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных
органов управления образования, Уставом дошкольного образовательного учреждения и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность ДОУ.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности
специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на
решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых
образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания
психолого-педагогической помощи как в самом дошкольном образовательном учреждении,
так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного
представления об отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из
профессиональных мнений (суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также
участников образовательной деятельности, заинтересованных в успешном воспитании,
обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психолого
педагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума ДОУ являются:
•
организация
и
проведение
комплексной
психолого-педагогической
диагностики воспитанника с использованием современных диагностических методик,
направленных на выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей
сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы,
уровня развития речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников;
•
выявление детей, не проходивших ППк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных- специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями
таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ППк;
•
определение характера, продолжительности и эффективности психолого
педагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
•
подбор
дифференцированных
психолого-педагогических
технологий
сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации
программы сопровождения;
•
содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ППк;
•
отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
•
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов
работы по сопровождению воспитанников;
•
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной
деятельности;
•
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального
развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также
характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ППк (Приказ
Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ выполняет следующие функции:
•
экспертно-диагностическая - определяет качество, комплексность,
всесторонность и достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в
усвоении основной образовательной программы, социальной адаптации на разных
возрастных этапах;
•
аналитическая - предусматривает проведение каждым специалистом
глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и
результатах обследования на Консилиуме;
•
методическая - реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в
условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника, к
формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности
Консилиума;
•
функция сопровождения заключается в проектировании программы
сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
•
социально-адаптивная - предполагает защиту интересов воспитанника и его
семьи, оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума
3.1. ППк создаётся приказом заведующего ДОУ на текущий учебный год. Общее
руководство Консилиума возлагается на заведующего. Приказом заведующего ДОУ
утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов,
председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или
лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит старший воспитатель,
педагог-психолог, учитель-логопед,.
3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре), работающие с конкретными
воспитанниками.
3.4. Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих
психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и
выдаются педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее
пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками
заседания ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с
установлением ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в
протоколе заседания.
3.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения,
фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического
сопровождения обследованного ребенка.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое
мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк. а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
3.9. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в
его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
3.10. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую
комиссию оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на воспитанника
для предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную
подпись.
3.11. Председатель ППк:
•
организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и
обеспечивает систематичность его заседаний;
•
возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психолого
педагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
•
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы
психолого-педагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных
представителей), педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным
образовательным учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии
необходимых кадровых ресурсов);
•
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных
программой
психолого-педагогического
сопровождения
и
рекомендациями ПМПк.
3.12. Секретарь ППк:
•
ведет отчетную и текущую документацию ППк;
•
оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных
на заседание, о дате, месте и времени его проведения;
•
ведет протокол заседания ППк;
•
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями
(при необходимости).
3.13. Члены ППк (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и другие
специалисты):
•
организуют диагностику для определения уровня актуального развития
ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии
и поведении;
•
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей
работы, а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных
представителей) по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и
социализации детей;
•
участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.14. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на
весь период сопровождения приказом заведующего ДОУ:
•
организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям
ППк;
•
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных
педагогических ситуациях, в общении со сверстниками;
•
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствии;
•
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
•
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой
ему психолого-педагогической помощи;
•
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на
плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
воспитанника на внеплановых заседаниях.
3.15. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
•
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;
•
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для
сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и
технические средства, специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп
и объем выполнения заданий и др.);
•
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и
родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в
графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но
не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции,
внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
•
при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого
педагогическом сопровождении;
•
при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и
развития воспитанника;
•
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей)
воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного образовательного учреждения:
•
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк. степень
социализации и адаптации воспитанников. На основании полученных данных
разрабатываются, рекомендации для участников ДОУ по организации психолого
педагогического сопровождения воспитанников.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами воспитанников на обследование и организацию
комплексного сопровождения воспитанника.'
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата,
размер которой определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из
задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого воспитанника.
5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного
согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение
заседания ППк.
5.4д На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
воспитаннику назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист).
Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой
повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования
ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПк и могут включать в том числе:
•
разработку адаптированной образовательной программы дошкольного
образования;
•
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
•
адаптацию учебных материалов;
•
разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы;
•
внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга
результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции ДОУ.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровожу гения
воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания,
обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуалыюм\
образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том числе:
•
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня
(снижение двигательной нагрузки);
•
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
•
снижение объема обучающих занятий;
•
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут в к; по1 ■ пт, в
том числе:
•
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развиваюн’их и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
•
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
•
адаптацию учебных материалов;
•
разработку индивидуальной профилактической программы в отношении
воспитанника с девиантным поведением;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции ДОУ.
7. Права и обязанности
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
•
присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в
заседании ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной
программы, степени его социализации и адаптации;
•
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением:
•
вносить свои замечания и предложения по созданию специальных
образовательных условий;
•
получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер.
необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адагп ции.
включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи:
•
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности
ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
•
неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его
решениями);
•
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих загчтий
и курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
•
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
•
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические
подходы в воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
•
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника
сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;
•
соблюдать
конфиденциальность
и
нести
ответственность
за
несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
•
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной
адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в
документации ППк;
•
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного
образовательного учреждения при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в ДОУ
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении входит:
•
приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
•
Положение о ППк в детском саду;
•
график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
•
журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк;
журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума;
•
журнал направлений воспитанников на ПМПк;
•
протоколы заседания ППк;
•
карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое
сопровождение:
• результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
• представление воспитанника на ПМПк;
• коллегиальные заключения ППк;
• карта индивидуальных достижений;
• согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого
педагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является
локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете,
согласовывается с родительским комитетом и утверждается приказом заведующего ДОУ
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1, настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.