Дополнительный раздел (краткая презентация) Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 «Теремок» (далее - МБДОУ № 29 «Теремок»), разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 и федеральной образовательной программой дошкольного образования, утв. приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028» (далее - ФОП ДО). Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: - рабочая программа воспитания, - режим и распорядок дня для всех возрастных групп МБДОУ № 29 «Теремок», - календарный план воспитательной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы. Реализация Программы предполагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений; обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.1 К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 1 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847), с. 4, п. 14.1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=liudkx8uri367352912&index=5 Задачи: обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизни, достоинству, правам и свободам человека, патриотизму, гражданственности, высоким нравственным идеалам, крепкой семье, созидательному труду, приоритету духовного над материальным, гуманизму, милосердию, справедливости, коллективизму, взаимопомощи и взаимоуважению, исторической памяти и преемственности поколений, единству народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.2 2 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847), с.4, п. 14.2. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=liudkx8uri367352912&index=5 2 4.1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ОП ДО МБДОУ № 29 «Теремок» Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители). Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. Общие сведения о комплектовании детей Ежегодный контингент воспитанников формируется на основе социального заказа родителей. Контингент воспитанников МБДОУ №29 «Теремок» распределен по возрастным группам в соответствии закономерностями психического развития ребенка (или с общими характеристиками возрастного развития детей или с возрастными характеристиками детей). В ДОУ функционирует 6 групп. Группы созданы по возрастному принципу. - раннего возраста: • 1 младшая группа (1,5-3 года) - 1 -для детей от 3 до 7 лет: • 2 младшая группа (3-4 года) - 2 • средняя группа (4-5 лет) - 1 • старшая группа (5-6 лет) - 1 • подготовительная (6-7 лет) - 1 *количество групп разных возрастных категорий детей может изменяться, также как и количество воспитанников. 4.2. Используемые программы Обязательная часть Программы полностью соответствует ФОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена региональной образовательной программой дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской 3 области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. 4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Программа учитывает особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цели: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Особое внимание в просветительской деятельности МБДОУ № 29 «Теремок» уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка. Согласно п. 26.5 ФОП ДО3, деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: Диагностико-аналитическое - получение и анализ данных о семье, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей); - планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; 3 Просветительское Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам: -особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; - выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; - ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; Консультационное Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам: - их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; - особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; - возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847), с.163 п. 26.5. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=164 4 - согласование воспитательных - информирование об особенностях реализуемой в задач ДОО образовательной программы; - условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; - содержании и методах образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; - способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и т.д. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и МБДОУ № 29 «Теремок» является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы. 5