Приказ о взаимодействии с семьями воспитанников.pdf

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 4 от 05.05.2022г..

Утверждено
МВД ОУ №29 «Теремок»
Пеньковская
2022г.

Согласовано
Родительским комитетом
Протокол № 2 от 05.05.2022г..

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
МБДОУ № 29 «Теремок»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013гс изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом №273ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на
16 апреля 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г.
№ 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской
Федерации и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится
в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития
в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО,
вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство
детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного
учреждения.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности
работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее
время.

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
•
работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников;
•
повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
•
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
•
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по
обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
•
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной
деятельности
и
поддержка
родителей
(законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
•
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
•
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
•
организация сотрудничества ДОУ с семьей;
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
•
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимной
поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития;
•
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения
их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации)
•
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;

•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
•
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры
детей;
•
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
•
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
•
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным
основам
воспитания:
физического,
социально-коммуникативного,
художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития
детей;
•
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ - семья»;
•
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей
семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями
семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс
обучения, воспитания и развития ребенка.
•
принцип
непрерывности
преемственности
между
дошкольным
образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях
обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в
детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
•
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного
образовательного учреждения);
•
принцип доброжелательности всех участников содружества;

•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содерж
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
допускается никакого принуждения).
•
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей,
идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей
и их семей к традиционной культуре;
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
•
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности
точки зрения педагогического работника;
•
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический
совет ДОУ. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским
садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает следующие этапы
работы:
•
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
•
группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
•
составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
•
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
•
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной
цели
попредупреждению
типичных
ошибок
родителей
воспитанников);
•
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании
системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
•
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОУ и семьи:
•
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы
со всеми родителями (законными представителями) группы;

•
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
•
обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной
последовательности,
системы
согласования
личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
•
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе
приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
•
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
•
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
•
посещение семей на дому;
•
анкетирование;
•
наглядная пропаганда педагогических знаний;
•
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,
раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папкипередвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
•
дни
открытых
дверей
(открытые
просмотры
образовательной
деятельности);
•
круглые столы;
•
деловые игры;
•
тренинги;
•
почта доверия;
•
семейные проекты;
•
творческие проекты;
•
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
•
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация
по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных
установок детей);
•
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
•
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и
детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:

•
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, г
форм и методовреализации, корректировки;
•
методы организации совместной деятельности (планирование, организаци.
и контроль);
•
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении,
формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей
(законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
•
создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических
работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их
эмоциональной взаимной поддержки;
•
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий
и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
•
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
•
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и
всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной
программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями)
воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
6.7. Привлекать родителей к изучению потребностей, возможностей, инициатив и
интересов воспитанников.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей

7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
7.2.
Рост
посещаемости
родителями
(законными
представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных
представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
•
разнообразие планируемых форм работы;
•
планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары,
работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com
•
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его
в дошкольном образовательном учреждении.

7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагох
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нух
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном
образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного
образовательного учреждения.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
•
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными
представителями)
воспитанников
по
производственной
необходимости;
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и
развития партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган
управления, в состав которого избираются работники дошкольного
образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
•
определение
основных
направлений
развития
дошкольного
образовательного учреждения;
•
организация работы по защите прав и интересов участников
образовательных отношений;
•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и
труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному развитию воспитанников дошкольного образовательного
учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация

9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с
семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
•
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников
по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
•
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание
отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах
дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в
течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».