Программа развития МБДОУ №29 Теремок.pdf

Содержание

Паспорт программы развития МБДОУ №29 «Теремок»

3

Введение

9

Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада

10

Раздел II. Концепция развития детского сада

10

Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия,

20

цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития

22

Раздел V. Мониторинг реализации программы развития

30

Литература

2

Паспорт программы развития МБДОУ Детский сад № 29 «Теремок»
на 2021–2024 годы
Наименование
программы

Программа
развития
Муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного дошкольного учреждения
«Детский сад №29 «Теремок» на 2021–2024 годы

Статус

стратегический
документ,
содержащий
перечень
мероприятий направленных на совершенствование и
развитие
образовательной
деятельности,
повышение
качества образования в условиях постоянно изменяющихся
потребностей государства, общества и личности.
Программа развития разрабатывается на основании
требований статьи 23 Федерального закона от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Руководитель проекта

Баженова Александра Алексеевна, заведующий ДОУ

Основной разработчик
Программы

старший воспитатель

Исполнители
программы

Коллектив МБДОУ Детский сад № 29 «Теремок»

Нормативно-правовая и 
Федеральный закон «Об образовании в Российской
методическая база для Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
разработки программы 
Федеральный закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от
31.07.2020 № 304-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017
№ 1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» (сроки
реализации 2018-2025);

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;

Национальный проект «Образование» утвержден
Президиумом Совета при Президенте Российской федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. №16);

Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996 – р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;

Федеральный проект «Цифровая образовательная
3

среда» (п.
4.4 паспорта национального
проекта
«Образование», утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16);

Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 года № 1155;

Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования, утвержденный
приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373;

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»;

Концепция развития дополнительного образования
детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ
от 04.09.2014 № 1726-р;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»,
утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28;

СанПиН
2.3/2.4.3590-20
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
организации
общественного
питания
населения»,
утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 27.0. 2020 № 32;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;

Общенациональный план действий. АБ-П13-5361кв
от 25.05.2020;
Региональный уровень

Государственная программа Свердловской области
«Развитие системы образования и реализация молодёжной
политики в Свердловской области до 2025 года»
(Постановление правительства Свердловской области №
920- ПП от 19.12.2019); (реализация региональных проектов
«Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная
среда», «Поддержка семей, имеющих детей»);

Стратегия развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года
(Постановление правительства Свердловской области №5884

ПП от 18.09.2019);
Муниципальный уровень

Постановление Администрации РГО № 2228 от
08.11.2018г. Об утверждении муниципальной программы
«Развитие системы образования в Режевском городском
округе до 2024 года»;

Постановление Администрации РГО №2534 от
27.12.2019г. О Внесении изменений в муниципальную
программу «Развитие системы образования в Режевском
городском округе до 2024 года» с изменениями и
дополнениями;

Лицензия на право ведения образовательной
деятельности - Серия 66 № 002761, регистрационный
№15652 от 30.12.2011;

Устав ДОУ.
Срок реализации
программы развития

3 года (с 2021 по 2024 год)

Цели программы
развития

1.
Повышение
качества
образовательных,
здоровьеформирующих услуг в организации, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Повышение контроля за организацией охраны и укрепления
здоровья детей
2. Модернизация системы управления образовательной,
инновационной и финансово-экономической деятельностью
организации.
3. Обеспечение доступности дошкольного образования,
равных стартовых возможностей каждому ребёнку
дошкольного возраста с учётом потребностей и
возможностей социума.
4. Внедрение модели цифровой образовательной среды.
Развитие цифровизации.

Задачи программы
развития

1. Обеспечение преемственности основных образовательных
программ дошкольного образования и начального
образования.
2. Формирование предпосылок у детей к обучению в школе и
осуществление преемственности дошкольного и начального
обучения.
3. Повысить конкурентоспособность организации путём
предоставления
широкого
спектра
качественных
образовательных, коррекционных и информационнопространственных услуг, внедрение в практику работы
организации новых форм дошкольного образования.
4.
Обеспечить
эффективное,
результативное
функционирование и постоянный рост профессиональной
компетентности стабильного коллектива в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
5. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьи и
5

повышение компетентности родителей в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6. Привести в соответствие с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
развивающую
предметно-пространственную
среду и
материально-техническую базу организации.
7. Модернизировать систему управления образовательной
организации. Автоматизировать и повысить эффективность
организационно-управленческих процессов.
8. Создать условия для полноценного сотрудничества с
социальными партнерами для разностороннего развития
воспитанников.
9. Повысить квалификацию педагогических работников в
области цифровой образовательной среды;
10. Обеспечить всех работников средствами индивидуальной
защиты в рамках предупреждения распространения COVID19; усилить утренний фильтр.
Ожидаемые
1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке
результаты реализации образовательных услуг, обеспечение равных стартовых
программы
возможностей дошкольников.
2. Организация дополнительных образовательных услуг для
детей и их родителей.
3. Разработка программы педагогической поддержки семьи
и повышения компетенции родителей в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4. Высокий
процент
выпускников
ДОУ,
успешно
прошедших адаптацию в первом классе школы.
5. Внедрение в педагогический процесс новых современных
форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с
требованиями ФГОС ДО, в том числе в рамках
цифровизации образования.
6. Построение современной комфортной развивающей
предметно-пространственной
среды
и
обучающего
пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
7. Реализация инновационных технологий: информатизация
процесса образования (использование коллекции Цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения и
воспитания дошкольников, повышения профессиональной
компетентности работников детского сада); участие
коллектива учреждения в разработке и реализации проектов
разного уровня.
8. Оптимизация
функционирования
действующей
экономической модели учреждения за счёт повышения
эффективности использования бюджетных и внебюджетных
средств (рост доли доходов от оказания платных
дополнительных образовательных услуг, спонсорских и
благотворительных
поступлений
в
общем
объёме
финансовых поступлений). Улучшение материальнотехнической базы.
6

9. Снижение заболеваемости воспитанников, благодаря
проектированию и реализации профилактической работы,
приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение
ими разнообразными видами двигательной активности.
10. Стабильность педагогического состава детского сада,
обеспечение 100% укомплектованности штатов. Достижение
такого уровня профессиональной компетентности персонала
учреждения,
который
позволит
осуществлять
квалифицированное педагогическое сопровождение каждого
субъекта образовательного процесса.
11. Повышение квалификации 70% работников по
программам использования информационных ресурсов.
12. Внедрение и активное применение дистанционных
технологий
при
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ.
13. Проведение
работы
по
укреплению
здоровья
воспитанников, путем реализации профилактической работы
по предупреждению вирусных и других заболеваний.
14. Снижение заболеваемости ОРВИ среди воспитанников
на 20 %.
15. Оказание психолого-педагогическая поддержки и
помощи
воспитанникам,
а
также
проведение
консультативной работы с их родителями (законными
представителями).
Основные этапы
реализации программы
развития

Первый этап: разработка документов, направленных на
методическое, кадровое и информационное развитие
образовательной организации, проведение промежуточного
мониторинга реализации программы.
Второй этап: реализация мероприятий, направленных на
достижение результатов программы, промежуточный
мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция
программы.
Третий
этап:
итоговый
мониторинг
реализации
мероприятий программы, анализ динамики результатов,
выявление проблем и путей их решения, определение
перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и
постановка новых стратегических задач развития.

Структура программы Введение
развития
Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада
Раздел II. Концепция развития детского сада
Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития:
миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые
результаты
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития
Раздел V. Мониторинг реализации программы развития
Порядок управления
Текущее
управление
программой
осуществляется
реализацией программы администрацией детского сада. Корректировки программы
развития
осуществляются заведующим МБДОУ Детский сад № 29
7

Порядок мониторинга
реализации программы
развития

Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в мае.
Форма – аналитический отчет-справка о результатах
реализации программы развития. Ответственный – старший
воспитатель МБДОУ Детский сад № 29.

Ресурсное обеспечение
реализации программы
развития

1. Кадровые ресурсы. На данный момент 33% педагогам
присвоена первая квалификационная категория, 13% –
высшая. На момент завершения программы доля педагогов с
первой квалификационной категорией должна составить
50%, с высшей – 20%.
2. Материально-технические ресурсы. На данный момент
образовательная организация полностью укомплектована
для реализации образовательных программ дошкольного
образования. На момент завершения программы развития
детский сад должен создать материально-технические
ресурсы для реализации программ дополнительного
образования по художественному направлению.

Проблемы

1. Недостаточно развита индивидуальная работа с детьми с
ориентиром на потребности и запросы каждого ребенка.
Сфера дошкольного образования не до конца удовлетворяет
запросы родителей, потребности детей в развитии;
2. Отсутствие профессиональной мобильности педагогов
учреждения для возможности быстро адаптироваться к
изменению содержания профессиональной деятельности;
3. Низкая информационная компетентность педагогов,
готовность
организовывать
свою
профессиональнопедагогическую деятельность с использованием средств
ИКТ; осуществлять образовательную деятельность с
участниками образовательных отношений дистанционно.

Финансирование
программы

Бюджет

Механизмы реализации программы развития детского сада:
1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной
программы

с

целью

повышение

качества

образовательных,

здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Модернизация и цифровизация материально-технических ресурсов с
целью

обеспечение

доступности

дошкольного

8

образования,

равных

стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом
потребностей и возможностей социума.
3. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и
финансово-экономической деятельностью образовательной организации.

9

Введение
Программа развития МБДОУ «Детский сад № 29 «Теремок» (далее
МБДОУ №29) разработана на основании приоритетов образовательной
политики, закрепленных в документах федерального, регионального и
муниципального

уровней.

Программа

стратегический

управленческий

представляет

документ,

собой

основной

регламентирующий

и

направляющий ход развития МБДОУ №29 «Теремок».
В программе отражаются системные, целостные изменения в ДОУ
(инновационный

режим),

сопровождающиеся

проектно-целевым

управлением.
Основными функциями настоящей программы развития являются:


организация и координация деятельности ДОУ по достижению

поставленных перед ним задач;


определение ценностей и целей, на которые направлена

программа;


выявление качественных изменений в образовательном процессе

посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации
программы развития;


интеграция усилий всех участников образовательных отношений,

действующих в интересах развития детского сада.
Программа

разработана

на

основе

самоанализа

и

самооценки

достижений педагогического коллектива за предыдущий период развития,
анализа образовательной деятельности по вопросам удовлетворенности всех
участников образовательных отношений качеством образования, условиями
образования и определения актуальных проблем.

10

Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада

Информационная справка
Поное
наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 29 «Теремок»» (МБДОУ №
образовательной
29 «Теремок»)
организации
дошкольное образовательное учреждение
Тип
Год основания

1977

Руководитель

Александра Алексеевна Баженова

Адрес
организации
623752, Свердловская обл., г. Реж, ул. Металлургов 1/1
(юридический,
фактический)
8(34364)38575
Телефон, факс
https://29rezh.tvoysadik.ru/sveden/common
Сайт
Адрес электронной почты

teremok-rezh@mail.ru

Правоустанавливающие документы детского сада.
Право на ведение образовательной деятельности, государственный
статус детского сада подтверждается следующими документами:
Лицензия на право ведения Серия 66Л01 № 0003875, регистрационный №15652
от 30.12.2011. Срок действия лицензии – бессрочно.
образовательной деятельности
Утверждён приказоначальника м Управления
Устав
образования
Администрации
Режевского
городского округа №240/01-07 от 23.12.2014 г.
бюджетное
образовательное
Организационно-правовая форма Муниципальное
учреждение
деятельности учреждения
Управление
образования
Администрации
Учредитель
Режевского городского округа
пятидневная рабочая неделя, длительность рабочего
Режим работы
дня 10,510,5 ч (07.00-17.30)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Теремок»» (далее – Детский сад) расположено в
микрорайоне Гавань города Реж.
11

Дошкольное учреждение взаимодействует с объектами социального
окружения на основании взаимных договоров и содержательных планов
работы через разные формы и виды совместной деятельности.
В ближайшем окружении от детского сада находятся: МОУ СОШ № 7,
10, ЦВР «Чайка», детская школа искусств, библиотека «Гавань», стадион
«Металлург», ДК «Металлург», детская поликлиника.
Такое удобное расположение даёт нам возможность привлекать
ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших
воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными
организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать
различные социальные проекты и мероприятия социального характера
Условия обучения в детском саду
Детский сад посещают 117 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения
является группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в
учреждении функционирует 6 групп общеразвивающей направленности. Из
них:
- 1 младшая – 20 детей
- 2 младшая– 21 детей
- средняя группа – 20 детей
- старшая группа №1 – 20 детей
- старшая группа №2 – 15 детей
- подготовительная к школе группа – 21 ребёнок.
Материально-техническая база
Помещение детского сада находится в отдельно стоящем типовом
двухэтажном здании.
В Детском саду оборудованы помещения:
12

− групповые помещения – 6;
− кабинет заведующего – 1;
− методический кабинет – 1;
− музыкально-физкультурный зал – 1;
− логопункт - 1;
− пищеблок – 1;
− прачечная – 1;
− медицинский блок - 1.
Имеется собственная территория для прогулок, 6 обустроенных
прогулочных веранд, игровое и спортивное оборудование, спортивная
площадка.
Состояние материально-технической базы МБДОУ соответствует
педагогическим

требованиям,

современному

уровню

образования

и

санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной
среды

детства

включают

оптимальные

условия

для

полноценного

физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и
социально-коммуникативного развития детей.
Для обеспечения современного качества дошкольного образования в
МБДОУ №29 «Теремок» реализуются основная образовательная программа
дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО к
структуре и содержанию, при обеспечении условий их реализации в
соответствии с финансовыми возможностями образовательного учреждения.
Совершенствование и развитие содержания Программы и обеспечивающих
ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, методических, кадровых,
информационных и материально-технических ресурсов определены в
перспективах работы в ООП ДО.
В детском саду организована логопедическая помощь в виде
индивидуальных

и

групповых/подгрупповых

занятий.

Для

детей

младенческого и раннего возраста логопедическая помощь оказывается в
13

форме

консультирования

родителей

(законных

представителей)

воспитанников.
В настоящее время обеспечено стабильное функционирование МБДОУ
№29 «Теремок», созданы предпосылки для дальнейшего развития:
1)

развивающая

предметно-пространственная

среда

(групп,

территории ДОО), отвечает требованиям ФГОС ДО:


достаточно

места

для

детей,

взрослых,

размещения

оборудования;


в групповых помещениях достаточно мебели для повседневного

ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок);


в групповых помещениях и оборудовано как минимум 2

различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести
разнообразный учебный опыт;


в групповых помещениях предусмотрено место для уединения;



наличие

в

группах

связанного

с

детьми

оформления

пространства;


в

групповых

помещениях

оборудовано

пространство

для

развития мелкой, крупной моторики;


предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная

воспитанникам

группы,

соответствует

возрастным

пространство,

его

потребностям

воспитанников;


образовательное

оснащение

учитывает

контекст социокультурного окружения, национально-культурных традиций;
2)

предметно-пространственная

среда

ДОО,

доступна

воспитанникам группы вне группового помещения (в наличие музыкальноспортивный зал, кабинет учителя-логопеда);
3)

образовательное

пространство,

его

оснащение

учитывает

контекст социокультурного окружения, национально-культурных традиций;
14

4)

в основном обеспечены кадровые, психолого-педагогические и

материально-технические условия реализации образовательной программы
дошкольного образования;
5)

организационно-управленческие и организационно-методические

условия способствуют сохранению и укреплению кадрового потенциала
учреждения.
Основанием для развития детского сада являются:
− выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012
г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки»;
− соответствие в деятельности требованиям Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
− стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г.
№ 996 – р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
- стратегия развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года, утверждённая Постановлением правительства
Свердловской области №588-ПП от 18.09.2019
- Постановления Администрации РГО № 2228 от 08.11.2018г. Об
утверждении муниципальной программы «Развитие системы образования в
Режевском городском округе до 2024 года».
Кадровая характеристика
Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от
педагогического

коллектива

высокого

уровня

профессионального

мастерства, в связи с этим в ДОУ проводится систематическая работа по
повышению

профессиональной

компетентности,

технологий, методик.
15

освоению

новых

На

момент написания

программы

развития

общее

количество

педагогических работников – 15 человек (заведующий детским садом,
старший воспитатель, 9 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 1
инструктор по физической культуре, 1 учитель-логопед).
Работник с медицинским образованием – 1 человек.
Укомплектованность кадрами:


воспитателями – на 100%;



младшими воспитателями – на 100%;



обслуживающим персоналом – 100%.
Сведения о педагогических кадрах

Образование, кол-во
работников
Высшее – 6 чел (40%)
Среднее специальное – 8
чел. (53%)
Обучаются в ВУЗах – 1
чел. (6%)

Наличие
квалификационных
категорий, кол-во
работников
Высшая – 2 чел. (13%)
Первая – 5 чел. (33%)
Соответствие з.д. – 4 чел
(26%)
Без категории – 3 чел. (20%)

Стаж работы, кол-во
работников
До 5 лет – 4 чел. (26 %)
5 – 10 лет – 3 чел. (20 %)
Свыше 15 лет – 8 чел.
(53%)

Профессиональные достижения педагогов: педагоги ДОУ имеют
отраслевые награды: Медаль Почетный работник общего образования РФ –
1, Отличник народного просвещения - 1; грамоты разного достоинства:
муниципальный уровень - 7, региональный уровень - 4, всероссийский
уровень - 3; транслируют опыт практических результатов профессиональной
деятельности на ГМО, педчтениях, своих персональных сайтах; принимают
участие в конкурсах разных уровней.
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень,
эффективно участвуют в работе методических объединений (в этом году
онлайн), знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных
учреждений, а также саморазвиваются, являлись активными участниками
16

конкурсов разных уровней и неоднократно становились победителями. У 9
педагогов созданы персональные сайты.
Информация о семьях
Социальными заказчиками реализации программы как комплекса
образовательных

услуг

выступают

в

первую

очередь,

родители

воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и
оздоровление, воспитание и обучение.
Характеристика семей по составу
Состав семьи

Количество семей

Полная
Неполная с матерью

98
19

Процент от общего количества
семей воспитанников
83%
17%

Характеристика семей по количеству детей
Количество детей в семье

Количество семей

Один ребенок
Два ребенка
Три ребенка и более

32
67
19

Процент от общего количества
семей воспитанников
27%
57%
16%

Результаты SWOT –анализа потенциала МБДОУ № 29 «Теремок»
Сильная сторона
Слаженный
коллектив
опытных
педагогов.
Высокая
квалификация
педагогов.
Аттестация
плану.

Слабая сторона

Перспективы
развития
1.
Кадровое обеспечение
Наличие
молодых Оптимизация
специалистов без опыта системы
работы или с маленьким наставничества.
опытом работы.
Повышение
квалификации
на
курсах
(краткосрочных,
по
переподготовки)
.
Участие в
научных
конференциях,
семинарах,
круглых столах
на
уровне
17

Возможные риски
Большие
интеллектуальные и
энергетические
затраты.
Невостребованност
ь
интеллектуального
продукта
педагогического
коллектива.

города, области.
Активное
участие
в
конкурсном
движении
на
всех уровнях
2.
Материально-техническое обеспечение
Наличие
Недостаточность
Дооснастить
Недостаточное
материальнооснащения
цифровой учреждение
финансирование.
технической базы, образовательной среды.
компьютерным
соответствующей
оборудованием.
современным
требованиям.
Пополнение
периодическими
изданиями
методического
кабинета.
3.
Содержание образовательной деятельности
Использование
Отсутствие программ по Разработка
Отсутствие
у
парциальных
и работе
с
одаренными программ
по педагогов
вариативных
детьми
работе
с мотивации
к
программ
в
одарёнными
профессиональному
зависимости
от
детьми.
совершенствованию
интеллектуальных
.
возможностей
детей и педагогов.
Высокий уровень
качества
образовательных
услуг.
Использование
инновационных
технологий.
Работа в рамках
экспериментально
й
и
инновационной
деятельности
4.
Содержание оздоровительной работы
Сложившаяся
у
части
педагогов Применение
Отсутствие
у
система
преобладают традиционные инновационного родителей
и
оздоровительных
подходы
к
концепции подхода
к педагогов
мероприятий
с построенияоздоровительны вопросам
потребности
в
детьми в ДОУ х мероприятий
оздоровления
здоровом
образе
Наличие
всеми
жизни.
оборудованного
педагогами.
Непонимание
спортивного зала.
Пропаганда
родителями
Наличие
здорового
важности
инструктора
по
образа
жизни соблюдения режима
18

физической
среди
и
организации
культуре. Система
родителей.
физического
профилактических
развития детей в
мероприятий.
домашних
Чередование
условиях.
активных
видов
деятельности.
Индивидуальный
подход к детям:
формирование по
группам здоровья.
Наличие
медицинского
кабинета
(медицинская
сестра).
5.
Инновационная и экспериментальная деятельность в ДОУ
1. Внедрение в Недостаток
творческой Продолжать
педагогический
инициативы
родителей, разработку
и
процесс ДОУ:
педагогов в различных внедрение

Проектов в направлениях совместной инновационных
деятельности.
проектов,
рамках
программ,
социального
технологий
и
партнерства,
форм работы в
взаимодействия
детском саду.
всех участников
образовательного
процесса
6.
Работа с родителями
Анкетирование
Малая
активность
по Оптимизация
Перенесение
на
родителей
по участию в совместных деятельности в ДОУ
оценке
качества мероприятиях для детей и рамках работы с ответственности за
удовлетворённост родителей
(спортивных, родителями
воспитание детей.
и
игровых, досуговых).
(поиск
новых Дефицит времени у
предоставляемых
Нет
инициативы
со форм и видов родителей.
образовательных
стороны
родителей
по деятельности и
услуг, выявлению разработке
совместных т.д.)
потребностей
в проектов и мероприятий
образовательных и
оздоровительных
услугах.
Дни
открытых дверей.
Групповые
досуговые
мероприятия
с
участием
родителей.
Реализация
совместных
проектов
19

Смотры-конкурсы
совместных работ
детей и родителей.

20

Раздел II. Концепция развития детского сада
Актуальность

разработки

программы

развития

обусловлена

модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно
выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и
нормы функционирования современного детского сада.
Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на
создание качественного образовательного пространства, способствующего
развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса:
педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).
Качественное внедрение ФГОС ДО в образовательном процессе
требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору
технологий в образовательный процесс. Предстоит дальнейшая работа по
перестроению

сознания

педагогов

с

учебно-дисциплинарной

модели

построения образовательного процесса и общения с детьми на модель
личностно-ориентированную.
Существенные изменения в системе образования требуют изменений в
квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать
многими

качествами:

компетентность,

творчество,

гуманность,

нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических
технологий и умело их применять в своей работе.
Основной вектор деятельности детского сада направлен на развитие
индивидуальных личностных ресурсов ребенка, его творческих способностей
и ведущих психических качеств. Личностно-ориентированный подход в
центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение
комфортных,

бесконфликтных

и

безопасных

условий

ее

развития,

реализации ее природных потенциалов. Эту тенденцию учитывает и рабочая
программа

воспитания,

на

основе

которой

детский

сад

ежегодно

разрабатывает календарный план воспитательной работы. Рабочая программа
21

воспитания

и

календарный

план

воспитательной

работы

являются

составными частями ООП ДО.
С учётом эпидемиологической обстановки особое внимание следует
уделить развитию дистанционных образовательных технологий. Этот способ
организации образовательной деятельности отличается от очного и не может
в полной мере заменить его. Однако в период ограничительных мер он
служит альтернативой для родителей, которые не готовы водить детей в
детский сад во время вспышки вирусных заболеваний, но желают, чтобы их
дети

осваивали

образовательную

программу.

Эта

мера

потребует

существенного обновления материально-технической базы и повышение
ИКТ компетенции педагогов.
Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели,
задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты
Миссия

детского

сада

заключается

в

создании

условий,

обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса
по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на
личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с
учетом

его

психофизиологических

особенностей

и

индивидуальных

способностей.
Ключевые приоритеты развития детского сада до 2024 года:



эффективная реализация комплексной программы развития,

воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста,
обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение
его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств
22

социально

ориентированной

личности,

обогащенное

физическое,

познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;


уточнение критериев оценки образовательной деятельности

детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания,
внедрение современных методик определения результативности в развитии
детей;


обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного
образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития
детей;


построение личностно-ориентированной системы образования и

коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью,
вариативностью, индивидуализированностью подходов;


расширение

участия

коллектива,

родительского

актива

и

представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и
управленческих решений относительно деятельности детского сада;


создание системы поддержки способных и одаренных детей и

педагогов через конкурсы разного уровня, проектную деятельность;


усиление роли педагогического сопровождения всех субъектов

образовательного процесса;


повышение профессионального мастерства педагогов.

Целью программы является повышение конкурентных преимуществ
детского сада в условиях быстро меняющейся экономико-правовой среды.
Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих
задач:


расширение

спектра

качественных

образовательных,

коррекционных и информационно-консультативных услуг;


внедрение в практику детского сада новых форм работы с

воспитанниками, в том числе цифровых;
23

развитие



сетевого

взаимодействия

со

спортивными

организациями и организациями сферы культуры;


мониторинг процесса реализации ФГОС ДО в детском саду;



повышение качества работы с одаренными детьми;



реализация программы здоровьесбережения воспитанников.

Этапы реализации:
Первый этап реализации Программы развития: разработка документов,
направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение
развития

детского

сада,

организацию

промежуточного

и

итогового

мониторинга реализации программы.
Второй
мероприятий,

этап

реализации

направленных

на

программы
достижение

развития:

реализация

результатов

программы,

промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция
программы.
Третий этап реализации программы развития: итоговый мониторинг
реализации
выявление
дальнейшего

мероприятий
проблем

и

развития.

программы,
путей

их

анализ

решения,

Подведение

итогов

динамики

результатов,

определение

перспектив

и

постановка

новых

стратегических задач развития.
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития
Мероприятия по организации здоровьесберегающей и
здоровьеформирующей деятельности
Вызов среды. Проблема.
Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие помимо
предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные отклонения
24

в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций
специалистов.
Рост числа взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем
культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа
жизни.
Хотя

физкультурно-оздоровительная

и профилактическая

работа

детского сада и ведутся в системе, но требуют серьезной коррекции
мониторинга здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности
детского сада и взаимодействия с социумом в вопросах поддержания и
укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
В ДОУ часто приводят детей с симптомами ОРВИ, в том числе с
температурой. Это может привести к распространению заболевания и
дальнейшему закрытию ДОУ на карантин.
Перспективы развития.
Разработка программы педагогической поддержки семьи и повышения
компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Это поможет, в конечном счете, добиться
стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления
здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни
заинтересованного взрослого населения.
В ДОУ внедрён «усиленный утренний фильтр», который проводит
медработник.
Он осматривает каждого ребёнка, опрашивает родителей о его
самочувствии

и

не

допускает

детей

с

признаками

заболевания

и

температурой 37,1С и выше. В медблоке выделено место под изолятор для
детей с признаками инфекционных заболеваний, в том числе респираторных.
В нём детей содержат до прихода родителей, если симптомы появились
после того, как ребёнка привели в ДОУ.
25

Воспитатели проводят разъяснительные беседы с родителями о
недопустимости подобных действий и санитарных нормах и правилах,
которые обязаны соблюдать все участники образовательных отношений.
Воспитателей

и

других

работников

обеспечивают

средствами

индивидуальной защиты: масками и перчатками. Регулярно проводится
уборка и дезинфеския.
Возможные риски.
Потенциальные

потребители

образовательных

услуг

могут

недооценивать

значимость

физкультурно-оздоровительной

работы

дошкольников,

предпочитая

посещение

занятий

дополнительных

художественно-эстетического и познавательного циклов.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с
осложненными диагнозами, с подготовительной группой здоровья. А также
рост заболевших COVID-19 и распространение эпидемии. Что может
привести к закрытию детского сада на карантин.
Мероприятия по периодам реализации программы

Первый этап
(2021-2022 гг.)

Второй этап
(2022-2023 гг.)

Третий этап
(2023 – 2024 гг.)

1. Мониторинг качества
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей
деятельности в учреждении.
2. Создание условий для
оптимизации
системы
физкультурнооздоровительной работы в
детском саду.
3. Создание условий для
осуществления в детском
саду
работы
по
профилактике заболеваний,
пропаганде здорового образа
жизни.
4.
Совершенствование
системы
мониторинга

1.
Совершенствование
структуры и внедрение в
практику детского сада
программы
по
формированию
культуры
здорового и безопасного
образа
жизни
детей
дошкольного возраста и
индивидуальной работы с
детьми по поддержанию и
укрепления здоровья детей
раннего и дошкольного
возраста.
2.
Организация
распространения
положительного опыта по
формированию
культуры

1.
Комплексная оценка
эффективности
формирования
культуры
здорового и безопасного
образа
жизни,
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей
деятельности детского сада.
2. Транслирование опыта
работы
дошкольной
организации в вопросах
приобщения
детей
и
взрослых
к
культуре
здоровья
через
систематический
выпуск
буклетов
и
информационных листовок

26

качества
здорового и безопасного
здоровьесберегающей
и образа
жизни,
здоровьеформирующей
здоровьесберегающей
и
деятельности учреждения.
здоровьеформирующей
деятельности учреждения и
семей воспитанников.
3. Разработка и реализация
комплексного
плана
профилактики
возникновения
у
воспитанников
вредных
привычек, формирования у
них культуры здоровья.
Организация
межведомственного
взаимодействия
в
этом
направлении.
4. Разработка совместных
планов
работы
с
учреждениями
здравоохранения.
5.
Реализация
системы
мероприятий, направленных
на укрепление здоровья,
снижения заболеваемости
работников детского сада.

и их распространение.
3.
Мониторинг
эффективности работы по
профилактике заболеваний
и асоциального поведения
среди выпускников детского
сада,
целесообразности
работы по профилактике
ценностей здорового образа
жизни.
4. Разработка и реализация
проектов по формированию
культуры
здоровья
и
безопасного образа жизни,
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей
направленности.

Мероприятия по улучшению кадрового состава
Вызов среды. Проблема.
Старение

педагогических

кадров.

Несоответствие

потребности

родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих
детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий.
Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических
кадров.
Инертность,

недостаточно

высокий

уровень

аналитико-

прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им
достойно представить опыт своей работы.

27

Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме,
они участвуют в работе временных творческих групп, участвуют в конкурсах
профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в
образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно
эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на
более

высокую

квалификационную

инновационный стержень

учреждения

категорию,
и,

смогут

составить

как следствие,

обеспечить

максимально возможное качество образовательной услуги.
Для

оказания

логопедической

помощи

воспитанникам

и

консультативной помощи родителям (законным представителям) не хватает
специалистов.
Перспективы развития.
Заключить

договор

о

сетевом

взаимодействии

с

психолого-

педагогическим центром, который восполнит нехватку кадров.
Возможные риски.
Дальнейшее «старение» коллектива, отток квалифицированных кадров
в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования. Долгий
поиск организаций-партнеров, с которыми можно заключить договор о
сетевом взаимодействии и которые могут обеспечить педагогом-психологом.
Мероприятия по периодам реализации программы

Первый этап
(2021-2022гг.)

Второй этап
(2022-2023 гг.)

Третий этап
(2023 – 2024 гг.)

1.
Анализ
актуального
состояния
кадровой
обстановки в учреждении.
2. Разработка комплексного
поэтапного
плана
по
повышению
профессиональной
компетентности
медикопедагогического
и
обслуживающего персонала

1.
Реализация
плана
мотивирования
и
стимулирования
инновационной деятельности и
проектной культуры педагогов,
профилактики
профессионального выгорания,
стремления к повышению
своей квалификации.
2.
Организация

1. Комплексная оценка
эффективности введения
профессионального
стандарта педагога.
2.
Определение
перспективных
направлений деятельности
детского
сада
по
повышению
профессионального уровня

28

в условиях реализации
ФГОС ДО.
3. Разработка стратегии
повышения
привлекательности
учреждения для молодых
специалистов.
4. Пересмотр содержания
Правил
внутреннего
трудового
распорядка,
Коллективного
договора
детского сада.
5. Создание условий для
составления
портфолио
каждого
педагога
образовательного
учреждения, как формы
обобщения
опыта
педагогической
деятельности.

межведомственного
взаимодействия,
создание
системы
социального
партнерства с организациями
образования,
культуры,
здравоохранения города.
3.
Обеспечение
научнометодического сопровождения
образовательного,
оздоровительного
и
коррекционного процессов в
рамках
ФГОС
ДО,
осуществления
исследовательской
и
проектной
деятельности
педагогов.
4. Осуществление комплекса
социально-направленных
мероприятий с целью создания
положительной
мотивации
труда у сотрудников.
5.
Осуществление
портфолизации
достижений
каждого
педагога
в
соответствии с ФГОС ДО.

работников.
3. Выявление, обобщение и
транслирование
передового
педагогического опыта на
разных уровнях через
конкурсы
профессионального
мастерства,
участие
в
конференциях, публикации
в СМИ, сайте детского
сада, персональных сайтах,
проектную деятельность и
т.д.
4. Анализ эффективности
мероприятий,
направленных
на
социальную защищенность
работников детского сада.

Мероприятия по материально-технической модернизации детского сада
Вызов среды. Проблема.
Связь детского сада со средствами массовой информации находится на
недостаточном уровне. Неполностью организована рекламная кампания
услуг, предоставляемых детским садом, редко используются возможности
СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения.
Чаще всего реклама ограничивается информацией на родительском собрании
или тематических стендах в группах. Из бесед с родителями, детей,
поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они
получили в основном от родственников и знакомых и только 40% - с сайта
образовательной организации.
Недостаточно используются возможности:

29



СМИ (деятельность детского сада в последние годы практически

не освещалась на телевидении, радио, в печатных средствах массовой
информации),


полиграфии (буклеты, календари, стенды и плакаты, отражающие

жизнь детского сада не выпускались).
Для организации дистанционного обучения в детском саду необходимо
современное

оборудование.

Однако

в

детском

саду

недостаточно

финансирования на данные цели.
Перспективы развития.
Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению
имиджа

учреждения

возможность

для

среди

заинтересованного

транслирования

передового

населения;

обеспечит

педагогического

опыта

работников детского сада в области дошкольного образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести
его на более высокий качественный уровень.
Сделать

запрос

учредителю

о

выделении

дополнительного

финансирования. Подготовить финансово-экономическим обоснование и
перечень необходимого оборудования.
Возможные риски
Недостаточное финансирование.
Мероприятия по периодам реализации программы

Первый этап
(2021-2022 гг.)

Второй этап
(2022-2023 гг.)

Третий этап
(2023 – 2024 гг.)

1.
Создание
системы
условий, обеспечивающей
всю полноту развития
детской деятельности и
личности
ребенка,
включающей ряд базовых

1. Работы по обновлению
предметно-пространственной
среды
и
материальнотехнической базы детского
сада за счет различных
источников финансирования.

1. Анализ эффективности
внедрения
ресурсосберегающих
технологий.
2. Мониторинг престижности
дошкольной образовательной

30

компонентов,
необходимых
для
полноценного
физического,
эстетического,
познавательного, речевого
и социального развития
детей.
2.
Анализ
степени
удовлетворенности
родителей
качеством
образовательных
услуг,
предоставляемых детским
садом
и
повышение
престижа
дошкольного
учреждения
среди
потенциальных
потребителей
образовательных услуг (в
рамках социологического
мониторинга):

анкетирование;

выпуск рекламных
буклетов
и
информационных
листовок;

организация дней
открытых дверей;

проведение
досуговых
и
информационнопросветительских
мероприятий
для
родителей;

трансляция
передового
опыта
детского сада через СМИ,
сеть Интернет.
3.
Организация
межведомственного
взаимодействия с целью
повышения
качества
работы с родителями.
Заключение договоров о
сотрудничестве и планов
взаимодействия с МБОУ
Школа № 7,10, детской
библиотекой «Гавань», и
др. организациями.

2.
Дифференцированная
работы
с
семьями
воспитанников и родителями,
с
детьми
раннего
и
дошкольного возраста:
по
повышению
педагогической
и
валеологической
культуры
молодых родителей;
повышение
престижа
детского
сада
среди
заинтересованного населения
при
помощи
досуговой
деятельности.
3.
Повышение
престижа
детского
сада
среди
заинтересованного населения
через налаживание связей со
СМИ
(публикации,
репортажи),
полиграфическими
организациями
(буклеты,
листовки), сетью Интернет
(совершенствование работы
официального
сайта
организации), портфолизации
воспитанников и детского
сада в целом.

31

организации среди родителей
с
детьми
раннего
и
дошкольного возраста.
3.
Комплексная
оценка
эффективности
реализации
программы педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетенции
родителей
в
вопросах
развития и обучения, охраны
и укрепления здоровья детей.
4.
Поддерживание
положительного
имиджа
детского сада, обеспечение
возможности
для
транслирования передового
педагогического
опыта
работников детского сада в
области
дошкольного
образования.

Мероприятия по цифровизации детского сада
Вызов среды. Проблема.
С каждым годом цифровые технологии становятся все доступнее и
совершеннее. Дети включаются в цифровой мир почти с рождения. При
актуальной цифровизации образовательной среды и всей работы детского
сада важно сохранить сенсорное развитие ребенка как первую чувственную
ступень познания окружающего мира и формирования мышления.
Перспективы развития.
В современных условиях первоочередным становится цифровое
развитие педагога, который взаимодействует с детьми, совершенствование
технической базы дошкольной организации для упрощения и повышения
эффективности ее работы. В связи с этим детский сад планирует принять
участие в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»: обновить
компьютерное оборудование и повысить квалификацию работников до
декабря 2022 года.
Возможные риски
Недостаточное финансирование.
Мероприятия по периодам реализации программы

Первый этап
(2021-2022 гг.)

Второй этап
(2022-2023 гг.)

Третий этап
(2023 – 2024 гг.)

1.Повышение
квалификации
педагогического
коллектива в области
использования ИКТ
2.
Создание
банка
компьютерных
обучающих
программ,
дидактических
и
методических материалов
по
использованию

1. Оснащение развивающей
среды ДОУ электронными
образовательными ресурсами
2.
Организация
дистанционного
обучения
воспитанников
увеличение
количества воспитанников и
педагогов,
имеющих
возможность
использовать
цифровое оборудование
3.
Повышение

1. Трансляция опыта работы
среди
образовательных
учреждений города.
2.
Распространение
качественных
информационных ресурсов и
программных продуктов для
эффективного развития и
использования
информационных технологий
в образовании.

32

информационных
технологий в работе ДОУ
3.
Повышение
эффективности процесса
воспитания и развития
детей
(повышение
качества
образования
через активное внедрение
информационных
технологий
в
образовательную
деятельность

информационной культуры
родителей, создание активно
действующей
системы
поддержки
семейного
воспитания с использованием
ИКТ.

3.
Удовлетворенность
родителей
качеством
образовательных услуг:
-анкетирование;
-опрос.

Раздел V. Мониторинг реализации программы развития

Ожидаемые результаты

Критерии эффективности

Улучшение качества предоставляемых
образовательных услуг через обновление
структуры и содержания образовательного
процесса
с
учетом
внедрения
инновационных подходов

Устойчивая
положительная
динамика
образовательных достижений воспитанников
и
состояния
их
здоровья.
Рост
удовлетворенности родителей учащихся
качеством образовательных услуг по
результатам анкетирования

Повышение эффективности педагогической Стабильная положительная динамика в
помощи детского сада
вопросах поддержания и укрепления
здоровья
подрастающего
поколения,
приобщения к здоровому образу жизни
заинтересованного взрослого населения.
Интеграции детей с различным состоянием
здоровья, уровнем развития, степенью
адаптированности
в
условиях
дифференцированных
микрогрупп
для
достижения
максимального
качества
образовательного процесса.
Создания целостной системы, в которой все
этапы работы с ребенком, были бы
взаимосвязаны.
Дальнейшая
информатизация Увеличение доли использования ИКТобразовательного процесса и управления
инструментов в образовательном процессе и
администрировании
Расширение перечня образовательных Детский
сад
налаживает
сетевое
возможностей, социально-образовательных взаимодействие с другими организациями
партнерств
для образовательного и иных видов
сотрудничества
Повышение эффективности системы по Повышение
33

результативности

по

работе с одаренными и талантливыми выявлению, поддержке и сопровождению
детьми
одаренных детей и рост результативности
интеллектуально-творческих достижений
Модернизация образовательной среды: Увеличение доли современного учебного
пополнение
материально-технических ИКТ-оборудования
и
программного
ресурсов детского сада современным обеспечения
учебным компьютерным оборудованием и
программным обеспечением

34

Литература
1. Виноградов В.Н. Программа развития образовательного учреждения
как бизнес-план: Методическое пособие для руководителей образовательных
учреждений. – СПб, 2006.
2. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры
управления и экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации
по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.
3. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития.//Управление
дошкольным образовательным учреждением 2007, № 4 с.17-30
4. Климова С.М., Белых С.С. Концепция и программа развития
муниципального дошкольного образовательного учреждения: Методические
рекомендации.- Сыктывкар, 2007 г.
5. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование
программы

развития

дошкольного

образовательного

учреждения.-

Сыктывкар,2010 г.
6. Корепанова

М.В.

Программа развития

ДОУ: Методические

рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
7.

Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ:

Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2008 г.
8.

Микляева

Н.В.,

Микляева

Ю.В.

Детский

сад

Будущего:

Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2010 г.
9. Микляева Н.В.- Программа развития и образовательная программа
ДОУ: технология составления, концепция/ М.:Айрис-пресс, 2006.
10.

Солодянкина

О.В.

Система

планирования

в

дошкольном

учреждении: Методическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ,
2006. -96 с.

35

11. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении. Фалюшина Л.И.:Пособие для руководителей
ДОУ.-М.: АРКТИ,2003.
12. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программнометодическое обеспечение: пособие для рук. и адм. Работников И.А. Урмина,
Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».